МБОУ СОШ с. Мазейка
с. Мазейка, Добринский район, Липецкая область
  • Профориентация

    Единая модель профориентации. Совокупность целей, средств и результатов осуществления профориентационной деятельности с обучающимися по образовательным программам основного общего и среднего общего образования на всей территории Российской Федерации

    Россия — мои горизонты

    О проекте

    С 2023 года во всех российских школах реализуется профориентационый курс – цикл внеурочных занятий «Россия – мои горизонты».

    По инициативе Министерства просвещения Российской Федерации во всех российских школах по четвергам реализуется цикл внеурочных занятий «Россия—мои горизонты».

    Профориентационный курс направлен на формирование у обучающихся 6-11 классов, а также обучающихся СПО профессиональной картины мира через осознанную сопричастность к передовым достижениям отечественной экономики, историю развития промышленности России, передовых достижениях сегодняшнего дня и ценностного отношения к избранной профессии или специальности.

    Одна из главных целей проекта – формирование готовности подростков к профессиональному самоопределению. Все занятия посвящены знакомству детей с особенностями разных профессий.

    Билет в будущее

    О проекте

    «Билет в будущее» – это Всероссийский проект ранней профессиональной ориентации школьников, который реализуется при поддержке государства в рамках национального проекта «Образование». Участие в мероприятии принимают учащиеся 6–11 классов, в том числе с ограниченными возможностями здоровья, родители, педагоги, специалисты, представители среднего профессионального и дополнительного образования.

    Опыт реализации проекта «Билет в будущее» лег в основу создания профориентационного минимума, а сам проект остается идеальным инструментом для его реализации.

       План проведения открытых  онлайн уроков  ПроеКТОриЯ, направленных на раннюю прфориентацию

    Ссылки:

    — Электронная библиотека лучших практик по профориентации молодежи:
    http://засобой.рф

    — Портал для школьников «ПроеКТОриЯ. Твой проект — твоя
    профессиональная траектория»: http://proektoria.online

    — Для реализации задач по разработке механизмов вовлечения учащихся и студентов в активную социальную практику на основе интерактивных механизмов построения индивидуальных социализационных траекторий, АНО СПЭП «Фабрика бизнеса» при поддержке Минобрнауки России разработан порталhttp://www.траектория.онлайн/ (далее - портал). Дополнительную информацию можно получить по телефону 7 (495) 225-54-58, адресу электронной почты set@fabiz.ru.

    Профориентация – комплекс психолого-педагогических мер, направленный на профессиональное самоопределение школьника.

    Профориентация реализуется через учебно-воспитательный процесс, внеурочную и внешкольную работу с учащимися.

    Цель профориентационной работы в школе:

    — оказание профориентационной поддержки учащимся в процессе выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности;

    — выработка у школьников профессионального самоопределения в условиях свободы выбора сферы деятельности, в соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом требований рынка труда.

    Задачи профориентационной работы:

    — получение данных о предпочтениях, склонностях и возможностях учащихся;

    — выработка гибкой системы сотрудничества старшей ступени школы с учреждениями дополнительного и профессионального образования.

    Основные направления профессиональной ориентации учащихся:

    — Профессиональное просвещение;

    — Профессиональная диагностика;

    — Профессиональная консультация и др.

    Этапы и содержание профориентационной работы в школе:

    1-4 классы:

    — Формирование у младших школьников ценностного отношения к труду, понимание его роли в жизни человека и в обществе;

    — Развитие интереса к учебно-познавательной деятельности, основанной на практической включенности в различные ее виды, в том числе социальную, трудовую, игровую, исследовательскую;

    — Постепенное расширение представлений о мире профессионального труда;

    5-7 классы:

    — Развитие у школьников личностного смысла в приобретении познавательного опыта и интереса к профессиональной деятельности;

    — развитие представления о собственных интересах и возможностях;

    — Приобретение первоначального опыта в различных сферах социально-профессиональной практики.

    8-9 классы:

    — Групповое и индивидуальное профконсультирование, с целью выявления и формирования адекватного принятия решения о выборе профиля обучения;

    — Профессиональное самопознание;

    10-11 классы:

    — Коррекция профессиональных планов, оценка готовности к избранной деятельности.

    Направления и формы профориентационной работы в школе:

    — Страничка на школьном сайте в разделе «Профориентация».

    — Осуществление взаимодействия с учреждениями дополнительного образования, профориентационными центрами.

    Работа с учащимися:

    — Профориентационные мероприятия: викторины, беседы, тематические классные часы, цикл занятий «Мир профессий»  и др.;

    — Тестирование и анкетирование учащихся с целью выявления профнаправленности;

    — Консультации по выбору профиля обучения (инд., групп.).

    — Организация и проведение экскурсий в учебные заведения, на предприятия; посещения дней открытых дверей учебных заведений;

    — Встречи с представителями предприятий, учебных заведений;

    — Участие в конкурсах декоративно-прикладного и технического творчества. Привлечение к занятиям в кружках и спортивных секциях в школе, в учреждениях дополнительного образования;

    — Проведение мероприятий по профориентации, конкурсов по профессии, конференций.

    Работа с родителями:

    — Проведение родительских собраний (общешкольных, классных);

    — Индивидуальные консультации с родителями по вопросу выбора профессий, учебного заведения учащимися.

    Перспективы профориентационной работы:

    — Выработка системы тесного сотрудничества старшей ступени школы с учреждениями дополнительного и профессионального образования, а также с предприятиями города;

    — Организация взаимосвязи школы, семьи, профессиональных учебных заведений, центров профориентации молодежи, службы занятости, общественных молодежных организаций;

    — Привлечение родителей учащихся для профориентационной работы;

    — Избрание родительского комитета школы из представителей родительских комитетов классов, наиболее активных родителей учащихся, готовых в сотрудничестве с учителями оказывать педагогическую поддержку самоопределения школьников;

    — Пополнение библиотечного фонда литературной по профориентации и трудовому обучению;

    — Создание из числа старшеклассников группы профинформаторов для работы с младшими школьниками;

    — Разработать рекомендации классным руководителям по планированию профориентационной работы с учащимися различных возрастных групп;

    — Организация для педагогов и классных руководителей циклов занятий, семинаров по профориентационной работе с учащимися.

    Рекомендации по выбору профессии

    Как выбрать профессию — для начинающих

    Если ты с детства мечтал стать врачом или космонавтом, и до сих пор не сомневаешься в правильности своего выбора — у тебя нет проблем. Что бы ни говорили мама и бабушка, ты с упорством фанатика штудируешь учебники по химии или биологии, или посещаешь кружок «юный физик» и хорошо представляешь себе, что будешь делать по окончании школы.

    Если это так, то ты – счастливчик, потому что многие ребята совершенно не представляют себе, «кем быть» и куда поступать и поступать ли вообще, когда прозвенит долгожданный последний школьный звонок.

    Хорошо, когда проблема выбора профессии тревожит — это означает твою социальную и психологическую зрелость. Хуже, если тебе пока все равно: мама за ручку отведет в юридический институт (потому что тебе «как бы нравится» история), а потом окажется, что ты терпеть не можешь перебирать нудные бумажки и общаться с людьми.

    Трудности профессионального самоопределения возникают обычно у двух категорий ребят. Первыепока не нашли в этой жизни ничего интересного. Так сложилось, что учителя не сумели создать у них любовь к каким-либо предметам, а таланты пока еще зарыты в землю. Такие ребята могут хорошо учиться, но они ничем не увлекаются, жизнь их довольно скучна или просто монотонна. Вот и не могут определиться, чем хотелось бы заниматься — потому что из того, что окружает их в мире, ничто не влечет особенно. Да и из чего выбирать? Как правило, они не знают, кем работает их папа, кто такой ихтиолог — и вообще мало ориентируются в мире профессий. Вторая категория ребят очень активна и в учебе, и в различных других формах активности. Им интересно все, они посещают одновременно три кружка, пять факультативов и десять спортивных секций. Более того, у них все получается. Как говорится, если человек талантлив — он талантлив во всем. За что ни возьмется этот чудо-ребенок — во всем добивается успеха. Однако… он тоже не может определить, что нравится ему больше, с чем он хотел бы связать свою жизнь.

    Как же разобраться в себе? Психологи считают, что при выборе профессии очень важно соответствие между психологическими особенностями человека и соответствующими характеристиками профессииПрофессия должна быть ИНТЕРЕСНА. Если тебе нравятся животные, растения, то тебе будет интересно в своей профессиональной деятельности сталкиваться с объектами живой природы. Если ты любишь технику — интерес к ней будет поддерживать тебя в деятельности инженера-конструктора или физика-теоретика.

    Любая профессия требует, чтобы у человека присутствовали так называемые «профессионально важные качества» — например, корректору важно внимание, художнику — образное мышление и т.д. Поэтому, выбирая определенную профессию, важно осознать, есть ли у тебя СПОСОБНОСТИ, соответствующие профессионально важным качествам. В ситуации сомнения выбирай ту профессию, где твои способности будут максимально реализованы, в этой деятельности ты добьешься наибольшего успеха.

    Наконец, тип реализуемой профессиональной деятельности должен совпадать с твоим ЛИЧНОСТНЫМ, характерологическим типом. Скажем, если ты общителен, — тебе больше подойдут профессии, связанные с многочисленными контактами, а если эмоционально неустойчив — не сможешь выполнять рутинные виды деятельности, требующие концентрации в течение длительного времени.

    Итак, для того, чтобы выбрать профессию, необходимо, прежде всего, познать себя. Ты наверняка часто задаешь себе вопросы: «Какой я?», «Кто я в этом мире?», «Зачем я живу?». Помочь лучше узнать себя и частично ответить на эти вопросы (полностью ты на них не ответишь никогда) поможет нехитрое упражнение: посмотри на себя глазами другого человека. Конкретного человека, которого ты хорошо знаешь — скажем, друга или соседа по парте, мамы или любимой девушки. Попытайся объяснить свои поступки так, как это сделал бы другой человек — не зная истинных мотивов. Ты поймешь, каким тебя видят другие люди, но, с другой стороны, избавишься от субъективизма, ведь в своем глазу, как известно, не видать и бревна.

    Твой характер пока только формируется, поэтому не надо наклеивать себе же ярлык и отказываться от профессии артиста только потому, что ты якобы «застенчив». Борись, работай над собой, познавай себя. И помни, что психические свойства человека (будь то способности, интересы или черты характера) — исключительно гибкие, изменяющиеся качества. Известно немало случаев, когда человеку, не имеющему способностей к музыке, но страстно желающему ею заниматься, удавалось развить музыкальный слух. Главное — интерес; запомни: способности формируются в деятельностиПривыкай работать, трудиться. На одних способностях далеко не уедешь. С другой стороны, интерес — вещь тоже не совсем устойчивая. Множество ребят думают, что любят какой-то учебный предмет, а на самом деле им очень нравится учитель. Кроме того, трудно понять, понравится ли тебе психология или та же экономика — ты ведь в школе не изучал ничего подобного…. Для того, чтоб не ошибиться, надо расширять свой кругозор по отношению к миру профессий. Задавай взрослым людям вопросы об их профессиональной деятельности — как правило, люди с удовольствием рассказывают о своей настоящей работе и о студенческих годах. Тогда ты сможешь осознанно решить, интересна ли тебе данная область, или все, что ты знаешь о специальности, на которую подаешь документы — это ее название…

    Итак, разобравшись в своих способностях, интересах и личностных чертах, ты приступаешь к выбору уже не профессии — а ВУЗа, колледжа или факультета. Выясни, какие специальности и специализации соответствуют интересующему тебя виду деятельности. Это не всегда однозначное соответствие (например, чтобы ремонтировать компьютеры, нужно получить специальность «радиоэлектроника»). Принятие решения должно основываться на многих факторах уже не психологического характера: репутация ВУЗА и конкурс, мнение друзей, родителей, стоимость обучения. Не поленись и выпиши на отдельном листочке бумаги плюсы и минусы каждого из вариантов. Проанализируйте данные вместе с друзьями и родственниками.

    И всегда помни: окончательный выбор только за тобой, ибо выбирая профессию, ты выбираешь судьбуПрофессия должна приносить удовольствие (положительные эмоции тебе) и обеспечивать максимальную реализацию твоих возможностей (пользу обществу).

    Каждый человек хотя бы раз в жизни выбирал себе профессию. Чтобы принять правильное решение, необходимо учесть множество факторов — свои желания, психологические особенности и возможности, а также потребности общества.
    Существует формула выбора профессии, которая в общем виде показывает, как сделать оптимальный выбор.

    Формула выбора профессии

    Чтобы дойти до взвешенного решения этой формулы необходимо сделать семь шагов. 

    Семь шагов к взвешенному решению

    1.     СОСТАВИТЬ СПИСОК ПОДХОДЯЩИХ ПРОФЕССИЙ.

    Составьте список профессий, которые Вам нравятся, интересны, по которым Вы хотели бы работать, которые Вам подходят.

    2. СОСТАВИТЬ ПЕРЕЧЕНЬ ТРЕБОВАНИЙ К ВЫБИРАЕМОЙ ПРОФЕССИИ.

    Составьте список своих требований:

    • выбираемая профессия и будущий род занятий;
    • выбираемая профессия и жизненные ценности;
    • выбираемая профессия и жизненные цели;
    • выбираемая профессия и мои сегодняшние горячие проблемы;
    • выбираемая профессия и реальное трудоустройство по специальности;
    • желательный уровень профессиональной подготовки;
    • выбираемая профессия и мои склонности и способности;
    • желательные содержание, характер и условия работы.
    "Познаю себя".
    19 сентября 2024, 14:50

    19 сентября 2024г с учащимися 6-7 классов МБОУ СОШ с Мазейка прошло очередное занятие по профориентации "Познаю себя". Занятие было посвящено умению совершать свой выбор. Ребята смотрели видеоролики выполняли задания. В результате ещё раз убедились в важности выбора профессии.
    "Россия - мои горизонты".
    12 сентября 2024, 14:48

    12 сентября 2024 года учащиеся 10-11 класса МБОУ СОШ с. Мазейка, приняли участие в очередном уроке " Россия- мои горизонты" на уроке они заглянули в в свое недалекое будущее.  Просмотрев видеоролики с различными ситуациями ребята выполняли задания по заполнению различных отсеков в чемоданчике. Подводя итог уроку ребята обменялись чемоданчиками  и  написали пожелания в отсеке пожеланий.
    27 марта 2025, 13:17

    Всероссийское родительское собрание «Россия – мои горизонты» на тему «Единая модель профориентации». в котором школа приняла участие 27.03.2025 г.

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie», чтобы пользоваться сайтом было удобнее. Вы можете запретить обработку cookies в настройках браузера. Подробнее в Политике